город Торопец - Новости, Статьи, Фотографии, Объявления, Форум, Чат

НАВИГАЦИЯ

 Торопец ГЛАВНАЯ
 Торопец  Новости
 Торопец  Архив новостей
 Торопец  Газета “МОЙ КРАЙ“
 Торопец  Госзакупки, конкурсы
 Торопец  Администрация города
 Торопец  Районный суд
 Торопец  Торопецкий МСО СК
 Торопец  Фотогалерея

 Торопец ОБЩЕНИЕ
 Торопец  Городской Форум
 Торопец  Гостевая книга

 Торопец ИНФОРМАЦИЯ
 Торопец  Всё о городе Торопец
 Торопец  Бизнес-гид
 Торопец  Карта района
 Торопец  Доска объявлений
 Торопец  Прогноз погоды

 Торопец ТУРИЗМ и ОТДЫХ
 Кривитеск  Отель “КРИВИТЕСК“
 ВРЕВО  Спортотель “ВРЕВО“
   СК “ТОРОПЧАНИН“
   “ЧИСТЫЙ ЛЕС“

  О ПОРТАЛЕ
   Вопрос-Ответ
   Администрация

   RSS-Новости
   RSS-Форум
 

Мини ЧАТ

 

 
 
Архив статей газеты "Мой Край" за 2005-2008 год

СОБЫТИЯ и ФАКТЫОБЩЕСТВОИНФОРМАЦИЯ
«В НЕМ СОБРАЛ Я ЧЕРТЫ, ПЛЕНИВШИЕ МЕНЯ…»
В биографической литературе о Пушкине уже более века продолжается дискуссия о том, кем был для опального поэта настоятель Святогорского монастыря Иона – надзирателем или духовным наставником?

В 1869 году известный историк и краевед М. И. Семевский писал, что Пушкина, как гласит местное предание, отдали под надзор игумена…» Год спустя Михаил Иванович сам же опровергнул эти сведения, сославшись на авторитетного очевидца, друга и соседа А. Н. Вульфа: «Во время пребывания своего в ссылке, в деревне, Пушкин под надзором игумена Святогорского монастыря не был и только угощал его у себя по праздникам».

Пушкин позаимствовал у Ионы поговорки, вставленные в «Бориса Годунова», именно в ту сцену, которая происходит в корчме на границе: «Наш Фома пьет до дна. Выпьет да поворотит, да в донушко поколотит».

В советский период под влиянием атеистической идеологии пушкинисты нередко характеризовали Иону, как соглядатая Пушкина, доносчика и пьяницу. Од¬нако исследования рукописных документов архива и сведения в до¬революционных изданиях противоречат такой трактовке.

Родился будущий монах Иона в древнем Торопце, как записано «российской нации купецкий сын» (мир¬ского имени установить не удалось). В 37 лет по какой-то серьезной причине он отказался от мирской обеспеченной жизни и по собственному желанию отправился в отдаленную Никандрову пустынь послушником. В 1797 году состоялось пострижение его в монахи под именем Иона, что означает по святцам «голубь». Вскоре после пострижения монах Иона попросил перевести его из благополучного для жизни архиерейского дома в число братии Псково-Печерского монастыря. Настоятелем здесь был архимандрит Венедикт, одновременно состоявший ректором Псковской семинарии. Находиться под покровительством такого настоятеля для монаха Ионы было важно, так как ранее он «в семинарии не был, обучался токмо российской грамматике».

В 1804 году по указу духовной конси¬стории его перевели на ответственную должность казначея в Троице-Сергиев монастырь города Великие Луки. Уже в наше время удалось обнаружить интересные и важные сведения для характеристики иеромонаха Ионы в рукописных книгах Троице-Сергиева монастыря. В должности казначея он успешно вел все хозяйственные дела, образцово составлял отчеты и был награжден набедренником - одной из первых духовных наград. В 1809 году иеромонаха Иону перевели казначеем в первоклассный Псково-Печерский монастырь, здесь он исправно служил и ведал хозяй¬ственными делами. В 1812 году иеромонаха Иону возвели в сан игу¬мена и вновь направили в Великие Луки настоятелем Троице-Сергиева монастыря. Новое назначение совпало с войной 1812 года, и в это трудное для России время игумен Иона проявил себя как мило¬сердный пастырь и патриот. В конце ноября этого года монастырь принял «в призрение вышедших из мест» лишенных пристанища лю¬дей, особенно престарелых и немощных и малолетних на монастыр¬ское пропитание.

В рапортах настоятеля в консисторию приводятся интересные факты о событиях в городе и в монастыре. В пользу всеобщего опол¬чения монастырь пожертвовал 515 рублей ассигнациями «за продан¬ный жемчуг с риз». В обители были «дополнительно помещены ране¬ные военные низших чинов». В этот тревожный период Отече¬ственной войны монастырь продолжал свою основную деятельность по исправлению человеческих пороков. Земская полиция присылала сюда на перевоспитание людей разных сословий, в чем-то провинившихся, и игумен Иона принимал их «на церковное покаяние».

Все последующие годы, по записям в документах архива, игу¬мен, монахи и послушники жили дружно, без тяжб и доносов. Добрые деловые отношения сложились у игумена Ионы с городской властью, прихожанами Великих Лук.

Важно отметить, что рекомендовал игумена Иону на настоятельскую должность в Святогорский монастырь архиепископ Евгений (Болховитинов), авторитетный духовный пастырь и ученый.

По просьбе игумена Ионы архиепископ Евгений приехал в Святогорский монастырь, чтобы лично распланировать перестрой¬ку настоятельского и братского корпусов и возвести высокий шпиль на колокольне. И впоследствии владыка Евгений неоднократно при¬езжал в Святые Горы и имел «замечательное и плодотворное влия¬ние» в переустройстве монастыря. Предшественники игумена Ионы начинали возводить над Успенской церковью монастыря церковную каменную колокольню, но завершить постройку, причем по усложненному проекту, пришлось именно ему. В этом деле игумен Иона преуспел.

В жизни Ионы есть еще очень важное деяние, о котором не упоминают биографы Пушкина. Во время посещения Святогорского монастыря архиепископ Евгений обратился к игу¬мену с просьбой собрать имеющиеся сведения о монастыре, и игу¬мен Иона составил летопись обители по сохранившимся документам и отправил их в консисторию.

В трагедии «Борис Годунов» Пушкин создал положительный об¬раз летописца Пимена. В письме к издателю Московского вестника поэт писал: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К авто¬рам этих летописей можно отнести архиепископа Евгения Болховитинова и игумена Иону, с которым Пушкин общался продолжительное время. Исследования многочисленных документов Святогорского монастыря за период ссылки поэта в Михайловском позволяют сделать вывод, что игумен Иона был духовным наставни¬ком и защитником Пушкина.

В Святогорском монастыре игумен Иона служил до конца 1826 года, а затем был переведен в Торопец – на свою родину.

В рукописях Пушкина в период создания «Бориса Годунова» изоб¬ражен монах в клобуке, как предполагают исследователи, игумен Иона. В черновике к «Повестям Белкина» в 1830 году Пушкин писал: «А вот то будет, что нас не будет. Пословица Святогорского игуме¬на». Остается загадкой, почему поэт спустя пять лет после того, как расстался с Ионой, вспомнил эту пословицу? Возможно, в тот пери¬од Александр Сергеевич получил какое-то известие об игумене. К сожалению, установить точную дату смерти Ионы и место захоронения не удалось.
26-06-2008
Н. НОВИКОВ
 
 

СЕЙЧАС НА ПОРТАЛЕ

 Добро пожаловать,
Гость


  

 Авторизация:
Ник

Пароль



Зарегистрировались:
   Сегодня:
   Вчера:
   Всего:4,035 
   Последний:Ivanova 

Сейчас онлайн:
   Наших:
   Гостей:93 
   Всего:93 
 

ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

нет объявлений
 


 
 
Copyright © "НЕО" 2005-2018
Тверская область, город Торопец

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования  
 
 
п»ї